Новые светские жанры барроко
Ответ
0 (0 оценок)
0
KirillLeonov9087 2 года назад
Светило науки - 9 ответов - 0 раз оказано помощи

Ответ:

Музыка эпохи Барокко

Общая характеристика эпохи барокко

К ней относят музыкальную культуру XVII - первой половины XVIII вв.2 Во всех видах искусства этого периода появляются выдающиеся творческие явления и фигуры, художественное значение которых сегодня чрезвычайно велико. Это архитектурные ансамбли барочного Рима, фрески и живопись соборов, становление западноевропейского театра. Знаковые творческие личности - Шекспир, Рубенс и Рембрандт, Эль Греко, Кальдерон; подъем отмечается и в науках - Декарт, Ньютон, Кеплер, Паскаль, Беме.

Барокко - очень насыщенный событиями и многоцветный, можно сказать, пестрый период музыкальной жизни и творчества, что не раз давало искусствоведам основания считать его переходом от Ренессанса к Просвещению. Самыми значительными событиями в музыке стали буйный расцвет светского музыкального искусства, зарождение жанра оперы, интенсивное развитие инструментальной музыки и др.

В это время происходит знаменательный перелом в музыкальном мышлении - полифоническое многоголосие сменяется гомофонно-гармонической системой, что приводит к расцвету культуры импровизации. Кардинально изменяется содержательно-смысловая координата музыкального творчества: сфера возвышенно бесстрастной мессы и безмятежной веселой песенной лирики обогащается скорбно-драматическими и трагическими образами. Именно в это историческое время в музыке кристаллизуются национальные школы и понятие стиля обретает смысл четко выраженных отличий итальянской, французской, немецкой, испанской традиций. Поэтому говорить о "стиле барокко" в музыке некорректно - сходство в музыкальных регламентах, жанровой системе, технике многоголосия позволяет выделить историческую эпоху. Что касается стиля, то помимо формирования национальных моделей именно в эту эпоху становится реальностью композиторская индивидуальность. Яркими образцами индивидуального стиля являются значительные фигуры Ж.-Б. Люлли, А. Вивальди, Г.-Ф. Генделя, И.-С. Баха.

Изучение барокко как закономерного этапа позднеренессансной культуры начинается в середине XIX в., а "открытие" и эстетическая переоценка искусства происходит в 1880-х гг. этого столетия в трудах Г. Вельфлина и его современников. Происхождение термина "барокко" неоднозначно, но главный этимологический оттенок связан с обозначением "неправильного", "непривычного". В XVIII в. "барочным" называли все преувеличенное, неестественное, сделанное не по правилам.

Художественную и мировоззренческую систему барокко отличает поиск и воспевание противоречий, оппозиций, антиномий. Отсюда повышенная эмоциональность, динамизм образов, что приводит к сложности, избыточности языка, декоративным "излишествам", пышности и многозначности, разветвленной символике во всех искусствах.

Жанр оперы

Самым значительным художественным завоеванием эпохи барокко является рождение нового жанра, воплотившего новый дух времени, - оперы. Изысканная звуковая ткань ренессансной вокальной полифонии стала в известной степени самодовлеющим красочным фактором в ущерб пониманию и осознанию смысла словесного текста. И борьба становится бескомпромиссной: деятели флорентийского кружка интеллектуалов "Камерата" провозглашают возрождение античного музыкального театра с его простотой и выразительностью естественного пения, непосредственно передающего эмоции напевной речевой декламацией. Винченцо Галилей (брат великого астронома), композитор и ученый, лютнист и певец, в своем знаменитом трактате "Диалог о старой и новой музыке" называет музыкальное Возрождение временами варварства. Идеологической платформой флорентийцев становится установка "чувствовать" экспрессию слова, воплощенная им в знаменитых монологах с ансамблем виол "Жалоба Уголино" и "Плач Иеремии".

Остались вопросы?